Японский автомобиль – хороший автомобиль. Этот расхожий стереотип с каждым годом все ближе к истине: современные японские седаны представительского класса ничем не уступают немецким, недорогие модели доминируют на многих мировых рынках, а Nissan GT-R устанавливает новые рекорды на гоночных трассах. И все дальше в прошлое уходит послевоенный период японской истории, в течение которого все производство, включая автомобильное, пришло в упадок. Однако трудолюбивый народ с острова Хонсю быстро наращивал темпы промышленности, и уже к концу 50-х годов японцы всерьез озаботились отсутствием у них конкурентоспособного спортивного автомобиля. Конечно, нам известно о многих быстрых «японцах» прошлого века, от легких и изящных Toyota 2000GT и Nissan 240Z до чудовищного Jiotto Caspita, но все они появились гораздо позже. Те же маленькие родстеры, которые выпускались в стране в середине века, на звание спортивных никак не тянули. Поэтому в 1958 году по поручению Nissan дизайнер Хидохиро Иидзука разработал внешний вид будущей модели. Затем в соответствии с его эскизами компания Alpha Motors создала полноразмерный макет, который был транспортирован в вотчину Nissan – Иокогаму, где президент компании Катсуджи Кавамата незамедлительно принял решение о серийном производстве первого японского спорткара. Так Datsun Fairlady 1500 получил путевку в жизнь.
Новый родстер, носивший заводской индекс SP310, впервые показался из-под камуфляжных покрывал в октябре 1961 года на автосалоне в Токио. В начале следующего года его презентовали в Нью-Йорке, а 4 октября, на год позже первого показа, состоялся запуск 1500-го в серию. Он был построен на шасси Datsun Bluebird 310, тем не менее SP310 стал первым родстером от Datsun, чья производительность соответствовала внешнему виду: четырехцилиндровый 1,488-литровый карбюраторный двигатель выдавал 77 лошадиных сил, что было немало для начала шестидесятых, а двумя годами позже он стал двухкарбюраторным, и его мощность поднялась до 85 сил. Модель была оборудована четырехступенчатой КПП и жесткой подвеской, обеспечивавшей спортивное вождение. Оснащение салона (трехместного на момент релиза и двухместного после 1964 года) включало тахометр, гоночное рулевое колесо, часы, радио и мягкие ковры, также в стандартную комплектацию входили блокировка дверей и подъемные окна. Но кроме стандартной, Fairlady 1500 существовал и в гоночной версии.
К началу 60-х годов прошлого века в Японии не было ни одной гоночной трассы международного уровня. Конечно, такое положение дел было крайне невыгодным для японских автомобилестроительных компаний, которым требовалась гоночная реклама для эффективных зарубежных продаж. Поэтому крупные производители подготовили свои проекты длинных гоночных трасс, поначалу планируя использовать их в качестве собственных полигонов. Но построенные трассы быстро стали национальными, и вскоре первая из них – шестикилометровая Suzuka Circuit – принимала национальные соревнования. И Nissan решил выставить свой гоночный Fairlady 1500 на старт крупнейшего из таких соревнований – первого Гран-При Японии в мае 1963 года. К слову, для гонок SP310 был доработан: двигатель стал 80-сильным и выдающим 118 ньютон-метров крутящего момента, масса снизилась. Это был уже не спорткар, а гоночный болид. И он не разочаровал тех, кто на него надеялся – впервые вышедший на гонку Datsun победил в своем классе, причем его пилот Хеникиро Тахара не только утер нос «одноклассникам» на Porsche и Triumph, но и установил рекорд круга, пройдя трассу за 3 минуты 14 секунд.
Первая победа оказалась не последней: леворульный Datsun Fairlady 1500 Race Car активно использовался в американских чемпионатах. Первые несколько стартов в сезоне 1964 года были неудачными, но уже в начале мая в Ньюпорте SP310 под управлением Пола Джеремко занял четвертое место в абсолюте и первое в классе. А в июне внезачетная гонка в Орегоне принесла 1500-му (и его пилоту Полу Джеремко) первую победу в абсолюте. Через неделю он повторил этот результат в Портленде, еще через полмесяца последовала третья абсолютная победа японского родстера. В конце июня Томми Аллен на автодроме Lake Garnett выходит на первое место в классе и на третье в абсолютном зачете. В сентябре Fairlady с Бобом Шарпом за рулем в очередной раз одержал победу в классе и занял второе место в абсолюте, а в октябре Шарп победил в гонке в Вирджинии. Можно лишь удивляться столь впечатляющим результатам первого спортивного автомобиля, защищавшего честь целой страны. Но еще большее удивление вызывает то, что в следующем году Datsun повторил этот результат – за год Боб Шарп и Дон Гудридж завоевали пять первых мест. К сожалению, в дальнейшем Fairlady 1500 ничем особенным не запомнился, хотя выступал до самого 1970 года, даже когда ему на смену уже пришел Fairlady 1600. Но такое количество побед в гонках против именитых производителей – тоже большое достижение для первого спорткара компании и страны в целом.
|