Кэррол Шелби был великим человеком. Это все знают, с этим никто не спорит. Его вклад в мировое и особенно в американское автомобилестроение поистине колоссален. Уйдя из гонок в 1959 году из-за проблем со здоровьем, он отнюдь не утратил интереса к машинам: его фирма Shelby American создала такие культовые автомобили, как Shelby Cobra 427, Shelby Cobra Daytona Coupe, Ford Mustang Shelby GT500. Более того, Шелби участвовал в разработке Ford GT40, Oldsmobile 442, Dodge Viper. Каждое из этих названий заключает в себе целую главу автомобильной истории, и все они, что называется, на слуху. Именно эти модели, ставшие легендами своих эпох, сделали Кэррола знаменитым, но не все его работы широко известны. Некоторые машины, прошедшие доработку в Shelby American, остались почти незамеченными по сравнению с именитыми соплеменниками, хотя, безусловно, заслуживали признания. Одна из таких моделей – Shelby 2000 GT.
Toyota 2000 GT заслуженно считается одним из величайших японских автомобилей. Появившись в 1965 году, она произвела фурор на японском рынке, перевернув с ног на голову местные представления о спортивных автомобилях. Она была первой в своем роде не только для «Тойоты», но и для всей Японии. Истинный представитель класса Gran Turismo, она обладала агрессивными и в то же время элегантными формами, а ее салон с деревянной и кожаной отделкой мог вызвать зависть и у итальянских спорткаров. Она была достаточно продвинута технически: полностью независимой подвески и дисковых тормозов тогда не было даже у многих европейских спорткаров. И хотя 150 лошадиных сил, выдаваемые двухлитровым двигателем (разработан в содействии с Yamaha), возможно, и не были заоблачным результатом, для послевоенной Японии это был настоящий прорыв в области дорожных спортивных автомобилей. Появление 2000 GT в фильме о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» прибавило ей популярности, и без того немалой, а ограниченное количество – всего 350 экземпляров – привело к тому, что сейчас за эту модель сражаются коллекционеры.
Покорив Японию, Toyota обратила свой взор за океан. Успешному проникновению на американский рынок мешало лишь одно: американцам всегда хватало отечественных автомобилей, и импортные особого интереса не вызывали. Нужно было чем-то привлечь их внимание. Поэтому руководство компании решило проверить, как 2000 GT покажет себя в состязании с Porsche 911, Chevrolet Corvette и другими спортивными машинами. Но для этого нужно было соответствующим образом подготовить автомобили – стандартная модель не обладала характеристиками, достаточными для успешного участия в гонках. Так что Toyota связалась с Shelby Racing Team и договорилась о передаче ей трех шасси со спортивной подготовкой (номера 10001, 10005, 10006) для дальнейшей доработки.
Шасси прибыли в США летом 1967 года. И команда Кэррола не ударила в грязь лицом. После того как американцы поколдовали над машинами, пятиступенчатая МКПП передавала на задние колеса уже не 150, а все 230 л. с. Также была модифицирована подвеска. К 1968 году два теперь уже гоночных автомобиля были готовы к соревнованиям SCCA, на которых и выступили под номерами 23 (Дэйв Джордан) и 33 (Скутер Патрик). Результаты оказались весьма неплохими – во многих заездах чемпионата 2000 GT оказывались в первой тройке финишировавших, а Скутер Патрик занял четвертое место в общем зачете. Этим результатом Toyota показала возможности своей модели и добилась признания на американском рынке, а Шелби снова продемонстрировал свой непревзойденный конструкторский талант. Пусть Shelby 2000 GT и не настолько известен и легендарен, как Cobra Daytona Coupe, но этот автомобиль по праву можно назвать гениальным творением гениального человека. И это нашло отражение в стоимости: если полностью восстановленные экземпляры Toyota 2000 GT оцениваются в 150 000 долларов, то Shelby 2000 GT с индексом 10006, находящийся у Боба Ткачика и Питера Старра, стоит уже два миллиона.
|