Восьмидесятые годы. Америка. Инженеры Oldsmobile — дочерней компании концерна General Motors — представили новую разработку: перспективный двухлитровый двигатель Quad-4. Тед Лукс, создатель двигателя, оснастил его четырьмя клапанами на цилиндр, что показалось руководству компании излишним. «Олдсмобили» продолжали оснащаться привычными двухклапанными моторами. Однако инженеры были уверены в техническом превосходстве своего агрегата. В 1985 году Лукс организовал группу для создания сверхавтомобиля Aerotech, призванного в полной мере продемонстрировать возможности Quad-4.
То, что решила сделать эта группа, поражало с самого начала. Была поставлена цель установить мировой рекорд скорости на автомобиле с двигателем Quad-4, ни больше ни меньше. Одной из важнейших задач являлась разработка идеальной аэродинамики, и группа (в лице дизайнера Эда Уэлберна) справилась с этим на все сто — Эд взял в качестве примеров лемановские болиды, и общий вид его автомобиля во многом перекликался с ними. Но, как известно, без мощности не будет и скорости, какая бы ни была аэродинамика. И уж здесь инженеры сумели показать по-настоящему высший класс работы, с помощью двойного турбонаддува выжав с каждого литра своего агрегата более полутысячи лошадиных сил (что в то время было недосягаемым результатом для всех остальных), то есть в общей сложности концепт имел более 1000 сил!
Конечно, имеется в виду автомобиль Long Tail. Да, он был не один — в 1986 году был показан Oldsmobile Aerotech Short Tail, созданный для кольцевых гонок и имевший мощность более 800 «коней». А 1000-сильный «Длинный хвост» увидел свет в 1987-м и сразу же занялся делом, с известным гонщиком Фойтом за рулем поставив на прямом треке официальный рекорд в 431,1 км/ч, лишь недавно повторенный «Вейроном Супер Спорт». Более того, неофициальный результат на этом же треке составил не превзойденные по сей день 441 км/ч. И это еще не конец: в 1992-м был создан прототип второго поколения с двигателем V8, установивший 47 скоростных рекордов. Но невероятный рекорд Long Tail не был побит даже им.
Этот автомобиль не для дорог. Он не продается, покрываясь пылью в музее. Он никогда не был кандидатом на серийное производство. И все же его не забудут. Пока. Ведь прошло уже двадцать пять лет, а его результат до сих пор вызывает восторг. И пока этот результат остается неофициальным мировым рекордом, он не будет забыт. По крайней мере, хочется надеяться на это. А еще, глядя на этот Aerotech, хочется пожелать: пусть руководители компаний почаще блокируют новые разработки...
|