История компании Mercedes-Benz в гонках Ле-Мана содержит множество интересных страниц — как счастливых, так и трагичных. Однако значительная часть второй половины XX века не отмечена ни достижениями, ни вообще присутствием автомобилей этой марки в Ле-Мане: после аварии 1955 года, когда по вине Пьера Левега, пилотировавшего 300SLR, погибло более 80 человек, компания на несколько десятилетий ушла из автогонок, вернувшись лишь в 90-х. И снова начались неудачи — выставленные в гонке 1998 года прототипы CLK-LM, созданные на основе CLK-GTR, не добились серьезных результатов.
Но немцы не привыкли отступать после первого же провала. В 1999 году мерседесовцы выставили на «24 часа» уже новые прототипы, причем благодаря изменившимся правилам не потребовалось даже создание дорожных версий. Четыре автомобиля, названные CLR, обладали предположительно совершенной аэродинамикой: казалось, что инженеры нашли оптимальное соотношение обтекаемости и прижимной силы, для чего автомобиль был сделан очень низким и с сильно суженным по сравнению с CLK-LM кокпитом. Собственно, от предшественника в этой модели осталась только оптика и решетка радиатора. Двигатель расширился с 5 до 5,7 литра, сохранив мощность на уровне шести сотен лошадиных сил, которые передавала на задние колеса 6-ступенчатая секвентальная коробка XTrac. Это был зверь, созданный побеждать.
Помня о летающих фаворитах 1955-го, а затем 1998 года, Mercedes был полон решимости не оставлять ничего на волю случая. Прототипы CLR прошли тысячемильные тесты с целью выявить недостатки. Их обнаружено не было. Однако на испытаниях три прототипа показали соответственно 6, 14 и 15-й результаты, что явно обманывало ожидания конструкторов. Разочарованная и полная недоумения команда вернулась в Штутгарт исправлять ошибки. Но увы — автомобиль, пилотируемый Берндом Шнайдером, вышел лишь на четвертое место в квалификации. И даже это заботило команду не так сильно, как взлет на втором CLR Марка Уэббера, чудом не пострадавшего и не повредившего при этом болид. Ночью этот автомобиль был заменен запасным. Не помогло. Во время прогрева Уэббер снова сделал сальто, на этот раз приземлившись на крышу. Он опять не пострадал, чего нельзя было сказать о его железном коне. Но, к удивлению многих, две оставшиеся машины вышли на старт: шанс на победу в Ле-Мане стоил даже такого риска. Правда, аэродинамику им все же подкорректировали, добавив лишних прижимающих плоскостей.
Гонка началась удачно для двух прототипов. Все шло хорошо... до 75-го круга. Петер Дамрек оторвался от земли и влетел в деревья, лишь милостью судьбы не получив тяжелейших травм. Этот инцидент попал в прямой эфир. Команде не оставалось ничего иного, как убрать из гонки последний автомобиль. Президент компании поклялся никогда не возвращаться в Ле-Ман.
Скорее всего, автомобилям недоставало прижимной силы в передней части, и на скоростях свыше 340 км/ч любой неровности было достаточно, чтобы нос болида поднялся вверх. Непонятно, почему годы усердной работы не изменили это, но факт остается фактом: после проверки в боевых условиях из четырех прототипов остался один. В настоящее время он находится в частной коллекции — компания с чистой совестью продала его, даже не подумав сохранить для музея. В принципе, оно и понятно, такая череда неудач не заслуживает сохранения в веках. А нам остается лишь гадать: неужели над лемановской командой Mercedes навис злой рок?..
|