Британский производитель Jaguar Cars давно и прочно укрепился в сегменте компактных и полноразмерных автомобилей класса люкс, а также премиум-спорткаров. Однако он не стесняется пробовать себя и в совершенно иных классах: например, в 1991 году Jaguar XJ220 стал быстрейшим серийным автомобилем, показав скорость более 350 км/ч. Правда, уже через два года McLaren F1 превзошел его, но сам факт установления рекорда говорит о потрясающем потенциале английских инженеров. И 220-й – далеко не первое подтверждение этого потенциала. Можно найти много достойных автомобилей марки «Ягуар». Описание каждого из них займет целую книгу, но один стоит особняком – и зовется он XJ13.
История «тринадцатого» началась в далеких пятидесятых. В то время гоночные болиды Jaguar очень успешно выступали в Ле-Мане: в частности, в трагической гонке 1955 года, унесшей жизни 80 зрителей и одного гонщика, победил именно Jaguar D-type. Но инженеры гоночного подразделения фирмы были реалистами и прекрасно понимали, что шестицилиндровый мотор от модели ХК в условиях жесткой конкуренции стремительно и безнадежно устаревает. Поэтому следовало разработать новый, более современный мотор. Остановились на V12, ведь его легко можно было составить из двух V6 от ХК. Однако руководитель компании Уильям Лайонс, прохладно относившийся к гонкам, не торопился форсировать разработку. В какое-то время Jaguar попытался выставить на соревнования гоночные версии E-type, но они были нещадно биты. Пришлось вернуться к идее V12. Усилиями Клода Бейли было построено семь двигателей, целиком выполненных из алюминия, причем если в проекте предполагалось оборудовать их карбюраторами, то на практике те уступили место более продвинутым системам впрыска топлива.
Разумеется, к двигателю требовался соответствующий автомобиль. Полностью новый алюминиевый кузов для него был спроектирован с оглядкой на D-type, но с учетом недавно вошедшего в моду срединного расположения двигателя. К 1966 году, спустя почти десяток лет с начала разработки, был окончательно собран первый и единственный экземпляр XJ13. Визуально он стал еще более обтекаемым, приземистым и вытянутым, чем предшественник. Его могучий пятилитровый V12 выдавал огромные на тот момент (да и сейчас внушающие уважение) полтысячи отборных английских скакунов, которые, не в последнюю очередь из-за 998-килограммовой массы, разгоняли автомобиль до 100 км/ч за умопомрачительные 3,5 секунды. Для середины прошлого века такой результат был практически нереальным.
Сказав «а», нужно было сказать «б». То есть протестировать автомобиль. Но здесь снова возникло препятствие в лице Лайонса: боясь, что демонстрация прогрессивного V12 приведет к падению спроса на E-type с их «архаичными» V6, он не санкционировал тесты. И тогда один из пилотов-испытателей похитил машину, чтобы протестировать ее на треке MIRA. Результаты оказались весьма неплохими: XJ13 побил рекорд круга и развил на прямой максимальную скорость 280 км/ч. Но к тому моменту, когда машину полностью довели до ума, выяснилось, что она устарела как минимум на два года и потому не сможет составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию новым болидам – и это несмотря на двигатель, позволявший повысить мощность еще на 200 сил! А в 1968 году организаторы гонок в Ле-Мане ввели ограничение на рабочий объем участвующих автомобилей, и пять литров Ягуара оказались больше положенных трех. Гоночной истории у XJ13 не получилось.
Через четыре года третье поколение E-type все же решили оснастить двигателем V12. В честь этого уже забытый XJ13 вытащили из дальних сундуков, отряхнули пыль с боковых зеркал и заставили участвовать в рекламе новинки. Вот тут-то несчастливое число в названии машины полностью оправдало себя: во время съемок последнего дубля ролика автомобиль перевернулся на скорости более 220 км/ч из-за повреждения заднего колеса. Находившийся за рулем Норман Дьюис, ведущий испытатель Jaguar, не получил ни единой царапины благодаря отличной реакции, а вот автомобиль оказался совершенно разбит. Но ягуаровцы не отчаялись и восстановили кузов по чудом сохранившимся деревянным макетам, при этом заново спроектировав колеса. С тех пор автомобиль в основном играл роль выставочного макета – посетители элитных выставок и конкурсов высоко оценили красоту и изысканность его облика. Однако неудачи еще не закончились: в 2004 году XJ13 серьезно повредило падение с трейлера в Копенгагене. Лишь спустя несколько лет он был восстановлен, и сейчас избранные водители даже могут на нем прокатиться. Конечно, под строгим присмотром – ведь он бесценен, ибо как можно оценить уникальное? Сейчас этот Jaguar, как истинный представитель славного семейства кошачьих, проживает свою третью жизнь, и есть неплохие шансы на то, что именно эта жизнь станет для него самой счастливой.
|