Логин: Пароль:

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Британский производитель Jaguar Cars давно и прочно укрепился в сегменте компактных и полноразмерных автомобилей класса люкс, а также премиум-спорткаров. Однако он не стесняется пробовать себя и в совершенно иных классах: например, в 1991 году Jaguar XJ220 стал быстрейшим серийным автомобилем, показав скорость более 350 км/ч. Правда, уже через два года McLaren F1 превзошел его, но сам факт установления рекорда говорит о потрясающем потенциале английских инженеров. И 220-й – далеко не первое подтверждение этого потенциала. Можно найти много достойных автомобилей марки «Ягуар». Описание каждого из них займет целую книгу, но один стоит особняком – и зовется он XJ13.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней История «тринадцатого» началась в далеких пятидесятых. В то время гоночные болиды Jaguar очень успешно выступали в Ле-Мане: в частности, в трагической гонке 1955 года, унесшей жизни 80 зрителей и одного гонщика, победил именно Jaguar D-type. Но инженеры гоночного подразделения фирмы были реалистами и прекрасно понимали, что шестицилиндровый мотор от модели ХК в условиях жесткой конкуренции стремительно и безнадежно устаревает. Поэтому следовало разработать новый, более современный мотор. Остановились на V12, ведь его легко можно было составить из двух V6 от ХК. Однако руководитель компании Уильям Лайонс, прохладно относившийся к гонкам, не торопился форсировать разработку. В какое-то время Jaguar попытался выставить на соревнования гоночные версии E-type, но они были нещадно биты. Пришлось вернуться к идее V12. Усилиями Клода Бейли было построено семь двигателей, целиком выполненных из алюминия, причем если в проекте предполагалось оборудовать их карбюраторами, то на практике те уступили место более продвинутым системам впрыска топлива.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Разумеется, к двигателю требовался соответствующий автомобиль. Полностью новый алюминиевый кузов для него был спроектирован с оглядкой на D-type, но с учетом недавно вошедшего в моду срединного расположения двигателя. К 1966 году, спустя почти десяток лет с начала разработки, был окончательно собран первый и единственный экземпляр XJ13. Визуально он стал еще более обтекаемым, приземистым и вытянутым, чем предшественник. Его могучий пятилитровый V12 выдавал огромные на тот момент (да и сейчас внушающие уважение) полтысячи отборных английских скакунов, которые, не в последнюю очередь из-за 998-килограммовой массы, разгоняли автомобиль до 100 км/ч за умопомрачительные 3,5 секунды. Для середины прошлого века такой результат был практически нереальным.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Сказав «а», нужно было сказать «б». То есть протестировать автомобиль. Но здесь снова возникло препятствие в лице Лайонса: боясь, что демонстрация прогрессивного V12 приведет к падению спроса на E-type с их «архаичными» V6, он не санкционировал тесты. И тогда один из пилотов-испытателей похитил машину, чтобы протестировать ее на треке MIRA. Результаты оказались весьма неплохими: XJ13 побил рекорд круга и развил на прямой максимальную скорость 280 км/ч. Но к тому моменту, когда машину полностью довели до ума, выяснилось, что она устарела как минимум на два года и потому не сможет составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию новым болидам – и это несмотря на двигатель, позволявший повысить мощность еще на 200 сил! А в 1968 году организаторы гонок в Ле-Мане ввели ограничение на рабочий объем участвующих автомобилей, и пять литров Ягуара оказались больше положенных трех. Гоночной истории у XJ13 не получилось.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Через четыре года третье поколение E-type все же решили оснастить двигателем V12. В честь этого уже забытый XJ13 вытащили из дальних сундуков, отряхнули пыль с боковых зеркал и заставили участвовать в рекламе новинки. Вот тут-то несчастливое число в названии машины полностью оправдало себя: во время съемок последнего дубля ролика автомобиль перевернулся на скорости более 220 км/ч из-за повреждения заднего колеса. Находившийся за рулем Норман Дьюис, ведущий испытатель Jaguar, не получил ни единой царапины благодаря отличной реакции, а вот автомобиль оказался совершенно разбит. Но ягуаровцы не отчаялись и восстановили кузов по чудом сохранившимся деревянным макетам, при этом заново спроектировав колеса. С тех пор автомобиль в основном играл роль выставочного макета – посетители элитных выставок и конкурсов высоко оценили красоту и изысканность его облика. Однако неудачи еще не закончились: в 2004 году XJ13 серьезно повредило падение с трейлера в Копенгагене. Лишь спустя несколько лет он был восстановлен, и сейчас избранные водители даже могут на нем прокатиться. Конечно, под строгим присмотром – ведь он бесценен, ибо как можно оценить уникальное? Сейчас этот Jaguar, как истинный представитель славного семейства кошачьих, проживает свою третью жизнь, и есть неплохие шансы на то, что именно эта жизнь станет для него самой счастливой.   Мойша Вейцман

автомобиль в рейтинге:

1966 Jaguar XJ13

1

При первом взгляде на последнюю фотографию аж сердце ёкнуло... D: Слава Богу, что автомобиль был восстановлен, причём и после первого, и после второго случая. А ведь XJ13 и вправь, ну просто натуральная кошка. Вернее настоящий ягуар. У него ведь тоже 9 жизней. :) Пожелаем, чтобы его, уже третья жизнь стала вечной.

2

Мойша,молодец.Пишешь очень классные статьи.Автомобиль и сам прекрасен.Жаль,что 2 раза разбили такое чудо,и хорошо,что они эти 2 раза его восстановили.

3

Машину жалко было, особенно при виде последней фотографии. Но всё же, стоит знать, что в жизни ягуара были и такие печальные моменты.

4

Вот так всегда - люди стараются, страются, выдают в итоге шедевр, а какая-то шишка не дает раскрыться проекту. Поэтому повезло тем компаниям, которые участвовали на тот момент в Ле-Мане, выйди XJ13 на трассу, он стал бы королем. каким в свое время были Порше 917 и Ауди Кваттро.

5

Все хорошо, только не V6, а I6. Да и не такой уж он архаичный был, DOHC далеко не все производители тогда использовали. На Корветах, Камаро, Вайперах его и сейчас нет:)

6

Да уж ягуар всегда был элитарной машиной.Как говорится -"Нормальные люди не пьют ягуар,они на нем передвигаются"

7

да тогда ягуар был одним из лучших но современные ягуары напоминает мне дешевые японские авто

8

Мне очень нравится этот автомобиль.Мне автомобиль очень жалко.Хорошо что все восстановили Больше всего мне хотелось это прокатится на этой кошке.Статья очень интересная.!

9

Jaguar D-type, на смену которому должен был прийти XJ13, выступал в " спортивной" категории S5.0, действительно ограниченной 5-литровым рабочим объемом. Однако, её дальнейшим развитием которой стала новая, S5.0+, для которой рабочий объем двигателя мог существенно превышать 5-литровую отметку. В 1968 году 3-литровое ограничение было лишь введено для топовой категории - прототипов ( то есть, вместо прошлогодней P5.0, таковой стала " младшая" P3.0). К которой " спортивный" Jaguar XJ13 не относился. Соответственно, измененный регламент 1968 года был использован лишь в качестве удобной отговорки. Чтобы не выпускать на трассу уже морально устаревшую модель.
Как придумывают автомобили? Дизайнерские рисунки машин!
sketch-2020-skoda-superb-iv.php
sketch-2016-rolls-royce-103ex-vision-next-100-concept.php
sketch-1999-rover-75.php
sketch-2021-bmw-4-series-coupe.php
sketch-2016-renault-megane.php
sketch-2021-bmw-6-series-gran-turismo.php
sketch-2020-hyundai-venue.php
sketch-2021-bmw-5-series.php
sketch-2021-bmw-m5-competition-f90.php
sketch-2008-citroen-c5.php
sketch-2007-bmw-335i-coupe.php
sketch-2003-bentley-continental-r.php
sketch-2017-infiniti-qx50-concept.php
sketch-2008-citroen-gt-by-citroen-concept.php
Новые автомобили в рейтинге :
2020 Mini Clubman John Cooper Works (F54)
2020 Ford GT Le Mansory
2015 SCG 003C
2018 Fornasari Gigi 311 GT
2018 Alfa Romeo Mole Costruzione Artigianale 001 (960)
1988 ItalDesign Giugiaro Aztec by Savio
1985 MG EX-E Concept
1996 Rinspeed Yello Talbo
1951 Hudson Hornet Club Coupe (7A)
1987 Zender Vision 3
2019 Porsche 930 TAG Turbo by Lanzante
1953 Alfa Romeo Bertone BAT 5
2019 Tushek TS 900 H Apex
1999 Alfa Romeo Dardo Pininfarina
1987 Dodge Shelby Charger GLHS
2007 Elfin MS8 Streamliner 50th Anniversary
2018 Tesla Model 3 Performance
1998 Lamborghini Affolter Diablo Evolution GTR
1955 Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe (W196S)
2009 Artega GT
2013 Ken Okuyama Design kode7 Exclusive
© 2009-2020 www.a777aa77.ru Рейтинг суперкаров А777