Логин: Пароль:
Электромобиль Porsche Taycan Turbo GT

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Британский производитель Jaguar Cars давно и прочно укрепился в сегменте компактных и полноразмерных автомобилей класса люкс, а также премиум-спорткаров. Однако он не стесняется пробовать себя и в совершенно иных классах: например, в 1991 году Jaguar XJ220 стал быстрейшим серийным автомобилем, показав скорость более 350 км/ч. Правда, уже через два года McLaren F1 превзошел его, но сам факт установления рекорда говорит о потрясающем потенциале английских инженеров. И 220-й – далеко не первое подтверждение этого потенциала. Можно найти много достойных автомобилей марки «Ягуар». Описание каждого из них займет целую книгу, но один стоит особняком – и зовется он XJ13.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней История «тринадцатого» началась в далеких пятидесятых. В то время гоночные болиды Jaguar очень успешно выступали в Ле-Мане: в частности, в трагической гонке 1955 года, унесшей жизни 80 зрителей и одного гонщика, победил именно Jaguar D-type. Но инженеры гоночного подразделения фирмы были реалистами и прекрасно понимали, что шестицилиндровый мотор от модели ХК в условиях жесткой конкуренции стремительно и безнадежно устаревает. Поэтому следовало разработать новый, более современный мотор. Остановились на V12, ведь его легко можно было составить из двух V6 от ХК. Однако руководитель компании Уильям Лайонс, прохладно относившийся к гонкам, не торопился форсировать разработку. В какое-то время Jaguar попытался выставить на соревнования гоночные версии E-type, но они были нещадно биты. Пришлось вернуться к идее V12. Усилиями Клода Бейли было построено семь двигателей, целиком выполненных из алюминия, причем если в проекте предполагалось оборудовать их карбюраторами, то на практике те уступили место более продвинутым системам впрыска топлива.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Разумеется, к двигателю требовался соответствующий автомобиль. Полностью новый алюминиевый кузов для него был спроектирован с оглядкой на D-type, но с учетом недавно вошедшего в моду срединного расположения двигателя. К 1966 году, спустя почти десяток лет с начала разработки, был окончательно собран первый и единственный экземпляр XJ13. Визуально он стал еще более обтекаемым, приземистым и вытянутым, чем предшественник. Его могучий пятилитровый V12 выдавал огромные на тот момент (да и сейчас внушающие уважение) полтысячи отборных английских скакунов, которые, не в последнюю очередь из-за 998-килограммовой массы, разгоняли автомобиль до 100 км/ч за умопомрачительные 3,5 секунды. Для середины прошлого века такой результат был практически нереальным.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Сказав «а», нужно было сказать «б». То есть протестировать автомобиль. Но здесь снова возникло препятствие в лице Лайонса: боясь, что демонстрация прогрессивного V12 приведет к падению спроса на E-type с их «архаичными» V6, он не санкционировал тесты. И тогда один из пилотов-испытателей похитил машину, чтобы протестировать ее на треке MIRA. Результаты оказались весьма неплохими: XJ13 побил рекорд круга и развил на прямой максимальную скорость 280 км/ч. Но к тому моменту, когда машину полностью довели до ума, выяснилось, что она устарела как минимум на два года и потому не сможет составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию новым болидам – и это несмотря на двигатель, позволявший повысить мощность еще на 200 сил! А в 1968 году организаторы гонок в Ле-Мане ввели ограничение на рабочий объем участвующих автомобилей, и пять литров Ягуара оказались больше положенных трех. Гоночной истории у XJ13 не получилось.

Jaguar XJ13: девять кошачьих жизней Через четыре года третье поколение E-type все же решили оснастить двигателем V12. В честь этого уже забытый XJ13 вытащили из дальних сундуков, отряхнули пыль с боковых зеркал и заставили участвовать в рекламе новинки. Вот тут-то несчастливое число в названии машины полностью оправдало себя: во время съемок последнего дубля ролика автомобиль перевернулся на скорости более 220 км/ч из-за повреждения заднего колеса. Находившийся за рулем Норман Дьюис, ведущий испытатель Jaguar, не получил ни единой царапины благодаря отличной реакции, а вот автомобиль оказался совершенно разбит. Но ягуаровцы не отчаялись и восстановили кузов по чудом сохранившимся деревянным макетам, при этом заново спроектировав колеса. С тех пор автомобиль в основном играл роль выставочного макета – посетители элитных выставок и конкурсов высоко оценили красоту и изысканность его облика. Однако неудачи еще не закончились: в 2004 году XJ13 серьезно повредило падение с трейлера в Копенгагене. Лишь спустя несколько лет он был восстановлен, и сейчас избранные водители даже могут на нем прокатиться. Конечно, под строгим присмотром – ведь он бесценен, ибо как можно оценить уникальное? Сейчас этот Jaguar, как истинный представитель славного семейства кошачьих, проживает свою третью жизнь, и есть неплохие шансы на то, что именно эта жизнь станет для него самой счастливой.   Мойша Вейцман

автомобиль в рейтинге:

1966 Jaguar XJ13

1

При первом взгляде на последнюю фотографию аж сердце ёкнуло... D: Слава Богу, что автомобиль был восстановлен, причём и после первого, и после второго случая. А ведь XJ13 и вправь, ну просто натуральная кошка. Вернее настоящий ягуар. У него ведь тоже 9 жизней. :) Пожелаем, чтобы его, уже третья жизнь стала вечной.

2

Мойша,молодец.Пишешь очень классные статьи.Автомобиль и сам прекрасен.Жаль,что 2 раза разбили такое чудо,и хорошо,что они эти 2 раза его восстановили.

3

Машину жалко было, особенно при виде последней фотографии. Но всё же, стоит знать, что в жизни ягуара были и такие печальные моменты.

4

Вот так всегда - люди стараются, страются, выдают в итоге шедевр, а какая-то шишка не дает раскрыться проекту. Поэтому повезло тем компаниям, которые участвовали на тот момент в Ле-Мане, выйди XJ13 на трассу, он стал бы королем. каким в свое время были Порше 917 и Ауди Кваттро.

5

Все хорошо, только не V6, а I6. Да и не такой уж он архаичный был, DOHC далеко не все производители тогда использовали. На Корветах, Камаро, Вайперах его и сейчас нет:)

6

Да уж ягуар всегда был элитарной машиной.Как говорится -"Нормальные люди не пьют ягуар,они на нем передвигаются"

7

да тогда ягуар был одним из лучших но современные ягуары напоминает мне дешевые японские авто

8

Мне очень нравится этот автомобиль.Мне автомобиль очень жалко.Хорошо что все восстановили Больше всего мне хотелось это прокатится на этой кошке.Статья очень интересная.!

9

Jaguar D-type, на смену которому должен был прийти XJ13, выступал в " спортивной" категории S5.0, действительно ограниченной 5-литровым рабочим объемом. Однако, её дальнейшим развитием которой стала новая, S5.0+, для которой рабочий объем двигателя мог существенно превышать 5-литровую отметку. В 1968 году 3-литровое ограничение было лишь введено для топовой категории - прототипов ( то есть, вместо прошлогодней P5.0, таковой стала " младшая" P3.0). К которой " спортивный" Jaguar XJ13 не относился. Соответственно, измененный регламент 1968 года был использован лишь в качестве удобной отговорки. Чтобы не выпускать на трассу уже морально устаревшую модель.
Электромобиль Porsche Taycan Turbo GT
Рисунки автомобилей КАТАЛОГ ТОП-30
Новые автомобили :
2021 Hispano-Suiza Carmen Boulogne
2019 GFG Style Kangaroo Concept
2023 Rolls-Royce Droptail
2021 Rolls-Royce Boat Tail
2024 Porsche 911 S/T (992)
2023 Alfa Romeo 33 Stradale
2023 Dodge Challenger SRT Demon 170 (LC)
2021 Tesla Model S Plaid
2023 Ferrari SF90 XX Spider (F173 HGL)
2023 Ferrari SF90 XX Stradale (F173 HFL)
2019 Lynk & Co 03 Cyan Concept
2022 Porsche 718 Cayman GT4 RS
Последние добавленные (на модерации) :    
2003 Gibbs Aquada
1998 Rinspeed E-Go Rocket Concept
1983 Sbarro Shahin 1000 (C126)
1996 Spectre R42
2004 Rinspeed Splash Concept
1997 Rinspeed Mono Ego Concept
2007 Rinspeed eXasis Concept

© 2009-2021 www.a777aa77.ru Рейтинг суперкаров А777