DeLorean DMC-12 – автомобиль необычный, с какой стороны ни посмотри. В нем интересно все, начиная с личности создателя. Заслуги Джона Захариа Делореана в автомобилестроении столь значительны, что его смело можно ставить в один ряд с Генри Фордом и Кэрроллом Шелби. То, что он сделал, неоценимо: ведь он некоторое время был одним из ведущих инженеров концерна General Motors, затем возглавлял Pontiac, и именно ему принадлежит честь создания Pontiac GTO – первого в достойном ряду настоящих дорожных монстров, известных нам под гордым названием «мускул-кары». Более того, в 1972 году Делореан получил должность вице-президента General Motors – ведь тогда еще умели ценить талантливых людей. Но годом позже Джон ушел из GM, а еще год спустя, в 1974-м, основал собственную компанию DeLorean Motor Company (DMC), чтобы исполнить свое давнее желание – построить быстрый, недорогой и долговечный спортивный автомобиль.
Уже к 1976 году разработка была окончена, а в следующем году построили первый опытный образец DMC-12. Серийное производство началось в 1981-м в Белфасте, Северная Ирландия, на построенном специально для компании новом заводе; причем машины предназначались в абсолютном большинстве своем для американского рынка и были строго леворульными. В разработке дизайна модели принимал участие сам Джорджетто Джуджаро, сделавший машину свежей для того времени и стильной по сей день. Чтобы DeLorean получился более интересным и запоминающимся, кузов покрыли тремя сотнями панелей из неокрашенной стали. Продиктован этот ход был еще и теми соображениями, что нержавейка намного повышает долговечность машины, потому что (как говорит нам логика) не ржавеет. Еще одной особенностью DMC-12 стали двери типа «крыло чайки».
А вот под капотом этого центральномоторного стиляги все гораздо более заурядно. Шел расцвет эпохи экономии топлива, и после долгих раздумий Делореан выбрал в качестве «сердца» для своего детища 2,8-литровый V6 от Renault первоначальной мощностью около 175 лошадиных сил, в комплекте с которым могли идти пятиступенчатая «механика» или трехступенчатый «автомат». С таким двигателем DeLorean разгонялся до сотни за вполне пристойные для подобного авто десять секунд, а потолок скорости составил 200 км/ч. Но для Америки – основного рынка сбыта – автомобиль пришлось подгонять под свирепствовавшие там экологические нормы, в результате чего мощность сильно упала. Разумеется, это не могло не сказаться на предпочтениях покупателей, как и плохое качество сборки из-за столь же плохой подготовки рабочих. Сыграло свою роль и то, что на стальном отполированном кузове прекрасно отпечатывались «пальчики» как угонщиков, так и законных владельцев. С такими недостатками цена в 20 тысяч долларов казалась совсем уж завышенной.
Модели удалось продержаться в производстве лишь по 1983 год. В этот период Джон Делореан стал участником темного дела о сбыте кокаина. Позже выяснилось, что это дело было подстроенной ФБР провокацией, на которую Джона вынудил поддаться критический недостаток средств, но его репутация уже была непоправимо подмочена. Банки отказывали ему в кредите, правительство прекратило финансирование. И производство пришлось свернуть. Всего было выпущено восемь с половиной тысяч экземпляров DMC-12. Все указывало на то, что DeLorean будет забыт, как и многие мелкосерийные автомобили, но судьбе было угодно распорядиться иначе.
Главная роль в трилогии «Назад в будущее» принесла машине бешеную популярность, она стала известна по всему миру, некоторые ее владельцы приводили ее в полное соответствие с машиной времени из фильма. Делореан предпринимал несколько попыток возрождения марки, и его усилия обязательно увенчались бы успехом, если бы его в марте 2005-го не сразил инсульт. Так ушел из жизни великий человек, а его автомобиль, словно бы в благодарность своему создателю, продолжал жить. В 2008 году фирма DMC-Texas, до этого производившая лишь желаемые комплектующие для имеющихся машин, начала выпуск самих DMC-12 ограниченными тиражами. Фильм оказался пророческим: машине времени удалось вывести свою роль с экрана в реальную жизнь. «Нержавеющая легенда» спокойно и непринужденно перемещается назад в светлое будущее.
|