Британская автомобилестроительная компания Aston Martin, недавно отметившая свой столетний юбилей, известна всему миру как фирма, создающая престижные спортивные машины класса люкс. Однако при этом она, как и любой другой легендарный производитель спорткаров, за свою долгую историю успела прославиться не только роскошными купе и участием в популярных фильмах, но и выдающимися гоночными болидами, многие из которых появились задолго до войны. Автомобили Aston Martin неоднократно одерживали победы в самых знаменитых гонках, но одной из главных целей основателей фирмы Лайонела Мартина и Роберта Бэмфорда оставалась победа в «24 часах Ле-Мана». И вот ее-то никак не удавалось добиться. Вскоре после войны, в 1946 году, компанию Aston Martin (а вместе с ней и фирму Lagonda, чей болид M45R в 1935 году выиграл Ле-Ман) купил предприниматель Дэвид Браун, занимавшийся выпуском коробок передач. Под руководством Брауна, который дал всем моделям индекс DB, новообразованная компания Aston Martin Lagonda Limited наряду с выпуском дорожных машин продолжила попытки достичь своей цели. В 1953 году появился DB3S с созданным по проекту Lagonda трехлитровым двигателем I6, и его гоночная карьера была довольно успешной. Но – увы! – в Ле-Мане 1955 года он занял лишь второе место, уступив ягуаровскому D-type. Поэтому в следующем году начались работы над новым болидом, названным DBR1.
Первый произведенный автомобиль, DBR1/1, был полностью готов в том же 1956 году. Он оказался на 50 фунтов легче предшественника DB3S благодаря абсолютно новой конструкции, созданной под руководством Теда Каттинга; таким образом, масса болида составила всего 800 кг, а пятиступенчатая коробка передач David Brown помогала удержать основной вес в пределах колеи. Новинка получила от предыдущей модели многие элементы подвески и дисковые тормоза Lockheed, зато двигатель был свежий: им стала 2,5-литровая «шестерка». Это и погубило машину – во время Ле-Мана-1956 у DBR1/1 возникли проблемы с двигателем, и экипаж, состоявший из Тони Брукса и Рэга Парнелла, вынужден был покинуть гонку. В конце сезона Рэг Парнелл получил должность директора по гонкам в компании, и следующей зимой под его руководством автомобиль был доработан. Это позволило DBR1/1 занять вторые места в первых двух гонках 1957 года. После этого на DBR1/1 установили немного измененный трехлитровый двигатель от DB3S мощностью 260 л. с., уже собранный к этому моменту DBR1/2 получил такой же мотор. Как оказалось, именно в этом был залог успеха: на майском Spa Grand Prix второй экземпляр под управлением Брукса одержал свою первую победу. Затем последовали еще две – в «1000 километрах Нюрбургринга» и снова в Спа, в трехчасовой гонке, однако Ле-Ман опять покорил Jaguar: как ни странно, самым слабым местом «астонов» оказалась та самая коробка David Brown CG537, она и подвела.
А спустя некоторое время максимальный объем двигателей машин – участников Ле-Мана вдруг ограничили тремя литрами, что сразу же закрыло доступ на гонку самым сильным соперникам DBR1 вроде Jaguar D-type, и фактически британцам осталось лишь справиться с Ferrari. В сезон 1958 года Aston Martin вступил уже с тремя DBR1, но их не использовали до самого лета, сконцентрировавшись на Ле-Мане. Лишь за три недели до этого события машины наконец вышли на гонку в Нюрбургринге, и экипаж из Стирлинга Мосса и Джека Брэбема на автомобиле DBR1/3 одержал блистательную победу. Но в самом Ле-Мане команду ждал очередной провал: ни один из выставленных болидов до финиша не дошел, и только проверенный временем DB3S традиционно пришел вторым, уступив Ferrari 250. Правда, после этого Мосс и Брукс выиграли Tourist Trophy на DBR1/2, что позволило занять по очкам второе место в чемпионате, но едва ли это можно счесть достойным результатом.
В 1959 году в предшествующих Ле-Ману заездах участвовал только самый первый экземпляр, на котором Мосс третий раз подряд выиграл «1000 километров Нюрбургринга». В это время был построен четвертый гоночный DBR1, а также пятый – специально для Питера Уайтхеда. Когда пришло время лемановской гонки, компания Aston Martin смогла выставить второй, третий и четвертый болиды с усовершенствованными двигателями: в частности, изменения коснулись диаметра цилиндров. DBR1/2 пилотировался Кэрролом Шелби и Роем Сальвадори, за рулем третьей машины оказался Мосс, а четвертым экземпляром управляли Морис Тринтингант и Пол Фрир. На DBR1/3 стоял специальный форсированный мотор, обеспечивавший высокую производительность, чтобы держать конкурентов в напряжении. Это помогло – к моменту выхода из строя машины Мосса два из четырех болидов команды Ferrari покинули трассу, позже к ним присоединился третий. И экипаж Шелби и Сальвадори беспрепятственно пришел к финишу первым, за ними окончили гонку Тринтингант и Фрир. Цель была достигнута! Браун ликовал. Но и это было не все: Кэррол Шелби и Стирлинг Мосс на DBR1/2 выиграли Tourist Trophy, и команда Aston Martin стала абсолютным чемпионом 1959 года.
После победного года DBR1 очень редко выступали в серьезных заездах. Один из таких случаев был, когда в 1962 году DBR1/1 вернулся на нюрбургрингское кольцо, заняв там четвертое место. Однако сейчас эти машины, несмотря на свою невероятную ценность, периодически участвуют в соревнованиях классических автомобилей. Конечно, сейчас за машину под номером 2 коллекционеры готовы отдать миллиарды, да и остальные сохранившиеся экземпляры немногим дешевле, но главная ценность в них не деньги, а история. И очень хорошо, что эти болиды не пылятся в гаражах, а ездят у всех на виду: многие ведь хотят своими глазами увидеть единственный Aston Martin, выигравший «24 часа Ле-Мана».
|