В начале двадцатого века автомобили еще не получили настолько повсеместного распространения, как в наше время. Однако их уже было довольно много, и один этот факт был достаточной предпосылкой для появления автомобилей высокого класса, резко выделяющихся из общей массы машин. Престижные, высококачественные и роскошные автомобили делали, например, такие фирмы, как английская Rolls-Royce и немецкая Mercedes-Benz. А вскоре к этому списку присоединилась и американская фирма Duesenberg, основанная в 1913 году братьями Фредом и Августом Дюзенбергами. Будучи гениальными инженерами, братья сумели не только сделать свои машины роскошными и качественными, но и оснастить их самыми передовыми на тот момент технологическими разработками. Все это привело к тому, что, несмотря на очень высокую стоимость, автомобили марки Duesenberg стали считаться одними из самых статусных в мире. Также компания занималась мощными спортивными машинами (такими как линейка моделей J и, в частности, 400-сильный SSJ) и весьма успешно строила гоночные болиды. Однако ее процветание не затянулось: в 1932 году, вскоре после презентации Duesenberg Model J, скончался Фред Дюзенберг, а пятью годами позже, в 1937-м, прекратила свое существование и сама фирма. После Второй мировой войны Август Дюзенберг несколько раз пытался возродить компанию, но неудачно. Одной из подобных попыток, предпринятых уже сыном Августа – Фрицем, стал автомобиль, получивший название Duesenberg Model D.
В начале 1960-х Фриц задумал создать седан экстра-класса со 120-дюймовой колесной базой, запустить его в мелкосерийное производство и продавать от 200 до 1000 экземпляров в год по цене около 10 тысяч долларов. По тем временам это были очень большие деньги – даже Rolls-Royce стоили дешевле – но будущий автомобиль должен был полностью оправдать свою цену. Сам Фриц Дюзенберг сказал: «Мы не планируем никаких ежегодных изменений, хотя можем подумать о модернизации лет через десять. При такой цене вы не можете называть автомобиль устаревшим через два года». Однако чтобы продавать, нужно было сначала создать, и Фриц обратился к бывшему главному дизайнеру Chrysler Вирджилу Экснеру. Когда эскизы новой модели были готовы, Дюзенберг поручил строительство ходового прототипа знаменитому итальянскому кузовному ателье Ghia, построившему почти все шоу-кары Chrysler в 1950-х годах. Технической же частью занимались Дейл Коспер, ветеран концерна Auburn-Cord-Duesenberg, и Пол Фараго из американского Dual-Ghia. Опытный образец был построен в 1963 году, но на начало производства не хватало денег. Только в 1966-м Дюзенберг показал его широкой публике в надежде привлечь инвесторов.
Model D оказался больше, чем предполагалось: его колесная база составила 137,5 дюйма, а в длину седан-брогам достигал целых 6,22 метра при массе 2585 кг. Дизайн машины был выполнен в неоклассическом стиле: его пропорции соответствовали общему образу американских автомобилей седьмого десятилетия ХХ века, но некоторые линии кузова содержали явную отсылку к 20–30-м годам – времени расцвета фирмы. А вот внутри седана нашли свое место самые современные разработки. Машину оснастили автоматической коробкой Chrysler TorqueFlite, климат-контролем (тоже автоматическим), дисковыми тормозами и торсионной передней подвеской, а «сердцем» стал 7,2-литровый 350-сильный V8 от Chrysler. 15-дюймовые хромированные колеса оделись в покрышки Goodyear. Интерьер был отделан высококлассной кожей и красным деревом. Пассажиры, попавшие в салон через открывающиеся против хода задние двери, могли наслаждаться отдельными радио, спидометром и часами, а также складными столами, телевизором и баром.
Столь роскошный автомобиль оценивался уже не в 10, а в 20 тысяч долларов. Однако за эту сумму покупатель получал бы все, что он мог бы захотеть иметь в машине, и к тому же, по отзывам немногих испытавших Model D, для своих размеров и массы седан неплохо управлялся. Создатели уже планировали дополнить линейку полноценным лимузином и четырехдверным кабриолетом, но оказалось, что запуск производства Duesenberg обойдется минимум в $ 2,5 млн. Таких денег просто не было – в 1966 году дорогие люксовые седаны были не очень популярны, да и ретростиль машины означал некоторый риск для инвесторов. Так что шанс возродить некогда великую компанию снова уплыл, а единственный экземпляр Model D занял место в музее Auburn-Cord-Duesenberg (Оберн, штат Индиана). Снова надежды фирмы были разрушены, и снова по причине нехватки денег. Правда, позже в производство пошел Stutz Bearcat, созданный на основе Model D, но это был уже не Duesenberg…
|