Кузовные автогонки, или гонки в классе туринг, – это один из самых известных и популярных видов автоспорта. Он представляет собой соревнования на модифицированных версиях обычных, недорогих дорожных автомобилей; обычно это модели таких производителей, как BMW, Seat, Chevrolet, Lada или Volvo. Сейчас машины класса туринг используются в нескольких всемирно известных чемпионатах, но статус самого престижного из них по праву носит мировой чемпионат World Touring Car Championship, или просто WTCC, который проводится на самых известных гоночных треках мира. Однако большая часть гонок проходит в Европе, что и неудивительно: приставку world в названии этот чемпионат получил только в 2005 году, до этого же он именовался гораздо скромнее – ETCC, то есть European Touring Car Championship. Причем до ребрендинга европейский чемпионат проводился лишь пять лет: с 2000 по 2004 год. Но это не означает, что двадцатый век не был осчастливлен туринговыми соревнованиями: история ETCC началась еще в 1963 году. В первые годы за основу болидов брали компактные четырехдверные седаны, затем они были вытеснены двухдверными купе, такими как победители 1966 года BMW 2000TI и Alfa Romeo 1600 GTA.
На рубеже 60–70-х годов доминирующей силой чемпионата были именно машины Alfa Romeo. Но их лидерство было недолгим – вскоре европейское отделение Ford выставило на гонки свои Capri RS2600, заслужившие прозвище «мини-мустанги». Баварцам из BMW тоже нужно было совершенствовать свои автомобили, чтобы оставаться в строю. Они поручили работу над этим своему ближайшему партнеру – компании Alpina, однако разработанные ею 335-сильные BMW 2800 CS были слишком тяжелыми, и к тому же необходимая для омологации сборка 1000 дорожных экземпляров оказалась непосильной задачей для тюнинговой компании. Тем временем фордовские «мини-мустанги», будучи вне конкуренции, без особых проблем выиграли чемпионат 1971 года. Тогда-то в BMW и решили взять дело в свои руки. Уже в 1971 году появился BMW 3.0 CSL.
Одновременно со своим появлением в ETCC-1964 баварская фирма освоила новый тип автомобилей, перейдя от больших и дорогих седанов с V8 к гораздо более компактным и дешевым машинам, оснащенным двигателями I6. Именно такой мотор занял место под капотом будущей легенды чемпионата, созданной на основе стандартного купе 3.0 CSi. Первоначально это был 2,953-литровый агрегат мощностью 180 л. с., а сами CSL отличались от CSi отсутствием переднего бампера и облегченной конструкцией, позволившей снизить массу на 181 кг. 1972 год принес небольшое увеличение диаметра цилиндров, повысившее объем до 3,003 л, и замену парных карбюраторов на инжекторы, в результате чего мощность поднялась до 200 л. с. А вот в 1973 году новая модель порадовала намного большим количеством улучшений – объем «шестерки» составил уже 3,2 литра (206 л. с.) для дорожной модели и 3,5 литра (340 л. с.) для гоночной. К тому же начиная именно с этого года автомобили 3.0 CSL получили неофициальное название Batmobile благодаря своим характерным аэродинамическим элементам футуристического вида. При этом для дорожных машин огромное антикрыло поставлялось в виде упакованных деталей: использование подобных улучшений на дорогах Германии считалось незаконным.
Несмотря на это, антикрыло было очень полезно в гонках: оно прекрасно справлялось со своей задачей, увеличивая прижимную силу на высоких скоростях и улучшая устойчивость в поворотах. И в том же 1973 году автомобиль BMW 3.0 CSL доказал это, без труда обойдя Capri и заняв почетное первое место в чемпионате. Следующую зиму оба производителя использовали, чтобы доработать свои болиды: и BMW, и Ford получили по четыре клапана на головки цилиндров, мощность их двигателей вышла за отметку 400 л. с., а Ford также поработал над аэродинамикой машин для соответствия баварскому конкуренту. В сезоне 1974 года обе компании пропустили первый раунд и стартовали во втором. Быстро выяснилось, что Ford сумел ликвидировать отставание в производительности ценой надежности своих болидов. Но это было уже неважно – колоссальная неудача BMW на нюрбургрингском этапе, когда все 10 выставленных CSL сошли с трассы, вынудила фирму покинуть соревнования, оставив чемпионат на растерзание новому Ford Escort RS1600.
В чемпионате ETCC 1975 года заводская команда BMW, как и Ford, отказалась от участия. На 24-клапанных 3.0 CSL выступали только команды тюнингеров Schnitzer и Alpina, и вот тут машины BMW вновь показали себя: первое место занял пилот Alpina. В том же году окончательно прекратился выпуск модели 3.0 CSL, но эти автомобили побеждали в чемпионате вплоть до 1980 года, когда им на смену пришли следующие победители – модели BMW 320 и 635 CSi. После изменения регламента ETCC, наложившего запрет на 4-клапанные головки цилиндров и большие обвесы, многие 3.0 CSL уехали в Америку, где участвовали в популярном чемпионате IMSA GTO. Так что гоночная карьера одного из самых успешных и легендарных болидов туринга получилась удивительно долгой и насыщенной.
|