Рейтинг суперкаров
Рейтинг автомобилей люкс класса
Рейтинг джипов и внедорожников
Рейтинг спортивных автомобилей

Aston Martin DBR1: грандиозная цель и великое средство

Aston Martin DBR1: грандиозная цель и великое средство Британская автомобилестроительная компания Aston Martin, недавно отметившая свой столетний юбилей, известна всему миру как фирма, создающая престижные спортивные машины класса люкс. Однако при этом она, как и любой другой легендарный производитель спорткаров, за свою долгую историю успела прославиться не только роскошными купе и участием в популярных фильмах, но и выдающимися гоночными болидами, многие из которых появились задолго до войны. Автомобили Aston Martin неоднократно одерживали победы в самых знаменитых гонках, но одной из главных целей основателей фирмы Лайонела Мартина и Роберта Бэмфорда оставалась победа в «24 часах Ле-Мана». И вот ее-то никак не удавалось добиться. Вскоре после войны, в 1946 году, компанию Aston Martin (а вместе с ней и фирму Lagonda, чей болид M45R в 1935 году выиграл Ле-Ман) купил предприниматель Дэвид Браун, занимавшийся выпуском коробок передач. Под руководством Брауна, который дал всем моделям индекс DB, новообразованная компания Aston Martin Lagonda Limited наряду с выпуском дорожных машин продолжила попытки достичь своей цели. В 1953 году появился DB3S с созданным по проекту Lagonda трехлитровым двигателем I6, и его гоночная карьера была довольно успешной. Но – увы! – в Ле-Мане 1955 года он занял лишь второе место, уступив ягуаровскому D-type. Поэтому в следующем году начались работы над новым болидом, названным DBR1.

Aston Martin DBR1: грандиозная цель и великое средство Первый произведенный автомобиль, DBR1/1, был полностью готов в том же 1956 году. Он оказался на 50 фунтов легче предшественника DB3S благодаря абсолютно новой конструкции, созданной под руководством Теда Каттинга; таким образом, масса болида составила всего 800 кг, а пятиступенчатая коробка передач David Brown помогала удержать основной вес в пределах колеи. Новинка получила от предыдущей модели многие элементы подвески и дисковые тормоза Lockheed, зато двигатель был свежий: им стала 2,5-литровая «шестерка». Это и погубило машину – во время Ле-Мана-1956 у DBR1/1 возникли проблемы с двигателем, и экипаж, состоявший из Тони Брукса и Рэга Парнелла, вынужден был покинуть гонку. В конце сезона Рэг Парнелл получил должность директора по гонкам в компании, и следующей зимой под его руководством автомобиль был доработан. Это позволило DBR1/1 занять вторые места в первых двух гонках 1957 года. После этого на DBR1/1 установили немного измененный трехлитровый двигатель от DB3S мощностью 260 л. с., уже собранный к этому моменту DBR1/2 получил такой же мотор. Как оказалось, именно в этом был залог успеха: на майском Spa Grand Prix второй экземпляр под управлением Брукса одержал свою первую победу. Затем последовали еще две – в «1000 километрах Нюрбургринга» и снова в Спа, в трехчасовой гонке, однако Ле-Ман опять покорил Jaguar: как ни странно, самым слабым местом «астонов» оказалась та самая коробка David Brown CG537, она и подвела.

Aston Martin DBR1: грандиозная цель и великое средство А спустя некоторое время максимальный объем двигателей машин – участников Ле-Мана вдруг ограничили тремя литрами, что сразу же закрыло доступ на гонку самым сильным соперникам DBR1 вроде Jaguar D-type, и фактически британцам осталось лишь справиться с Ferrari. В сезон 1958 года Aston Martin вступил уже с тремя DBR1, но их не использовали до самого лета, сконцентрировавшись на Ле-Мане. Лишь за три недели до этого события машины наконец вышли на гонку в Нюрбургринге, и экипаж из Стирлинга Мосса и Джека Брэбема на автомобиле DBR1/3 одержал блистательную победу. Но в самом Ле-Мане команду ждал очередной провал: ни один из выставленных болидов до финиша не дошел, и только проверенный временем DB3S традиционно пришел вторым, уступив Ferrari 250. Правда, после этого Мосс и Брукс выиграли Tourist Trophy на DBR1/2, что позволило занять по очкам второе место в чемпионате, но едва ли это можно счесть достойным результатом.

Aston Martin DBR1: грандиозная цель и великое средство В 1959 году в предшествующих Ле-Ману заездах участвовал только самый первый экземпляр, на котором Мосс третий раз подряд выиграл «1000 километров Нюрбургринга». В это время был построен четвертый гоночный DBR1, а также пятый – специально для Питера Уайтхеда. Когда пришло время лемановской гонки, компания Aston Martin смогла выставить второй, третий и четвертый болиды с усовершенствованными двигателями: в частности, изменения коснулись диаметра цилиндров. DBR1/2 пилотировался Кэрролом Шелби и Роем Сальвадори, за рулем третьей машины оказался Мосс, а четвертым экземпляром управляли Морис Тринтингант и Пол Фрир. На DBR1/3 стоял специальный форсированный мотор, обеспечивавший высокую производительность, чтобы держать конкурентов в напряжении. Это помогло – к моменту выхода из строя машины Мосса два из четырех болидов команды Ferrari покинули трассу, позже к ним присоединился третий. И экипаж Шелби и Сальвадори беспрепятственно пришел к финишу первым, за ними окончили гонку Тринтингант и Фрир. Цель была достигнута! Браун ликовал. Но и это было не все: Кэррол Шелби и Стирлинг Мосс на DBR1/2 выиграли Tourist Trophy, и команда Aston Martin стала абсолютным чемпионом 1959 года.

Aston Martin DBR1: грандиозная цель и великое средство После победного года DBR1 очень редко выступали в серьезных заездах. Один из таких случаев был, когда в 1962 году DBR1/1 вернулся на нюрбургрингское кольцо, заняв там четвертое место. Однако сейчас эти машины, несмотря на свою невероятную ценность, периодически участвуют в соревнованиях классических автомобилей. Конечно, сейчас за машину под номером 2 коллекционеры готовы отдать миллиарды, да и остальные сохранившиеся экземпляры немногим дешевле, но главная ценность в них не деньги, а история. И очень хорошо, что эти болиды не пылятся в гаражах, а ездят у всех на виду: многие ведь хотят своими глазами увидеть единственный Aston Martin, выигравший «24 часа Ле-Мана».   Мойша Вейцман

1

Красивый автомобиль. С этим очень сложно поспорить. Кто скажет, что это не так - тот ничего в дизайне не смыслит, либо у него отвращение к дизайну прошлых лет. Мне машина нравится, да и статья очень хороша, впрочем, иначе быть и не могло.

2

Во время гонки в Ле Мане-56, у Aston Martin DBR1/250 Брукса и Парнелла проблемы возникли не из-за неполадок в работе рядного шестицилиндрового 2493-кубового двигателя Aston Martin RP5053/L, а из-за все той-же коробки передач, поэтому гонка для экипажа завершилась на 246 круге, став первыми из не попавших в зачет. Иначе, им "светило" бы 9 место в абсолюте и третье в своем классе S 3.0. Второе место в первых двух гонках сезона 1957 года - British Empire Trophy и Sussex Trophy Goodwood - заслуга Роя Сальвадори, и на третьей гонке в Спа он в третий раз повторил этот результат, теперь уже за рулем обновленной версии DBR1/300 с 2922-кубовым двигателем. В 1000-километровой гонке на Нюрнбургриннге его ( вместе с напарником - Лесом Лестоном) результатом стало 6 место, с отставанием на круг от победившего экипажа Тони Брукса, взявшего в напарники Ноеля Каннингем-Рейда.

3

В Ле Мане-57 вынуждены были сойти оба экипажа, сначала Сальвадори/ Лестон на 112 круге из-за течи в маслопроводе, а через 28 кругов, и экипаж Брукса/ Каннингема, пострадавший в аварии. Из-за которой второй автомобиль и вынужден был пропустить гонку в Эйнтри спустя месяц, где Сальвадори вновь завоевал очередное свое второе место. И только 25 августа машина Брукса вернулась в гонки, чтобы победить в бельгийском Гран При ( Сальвадори досталось 4 место). Следующей, и последней в сезоне, стало соревнование в Сильверстоуне, где Тони Брукс пришел на 4 позиции, а заменивший Сальвадори Стюарт Льюис-Эванс - на шестой. А, вот на 12-часовой гонке в Себринге, начавшей сезон 1958 года ( заокеанскую 1000-км гонку в Буенос-Айресе решено было проигнорировать), оба автомобиля и вынуждены были сойти из-за неисправностей в коробке ( Брукс со Стирлингом Моссом - на 90-м круге, попутно установив лучшее время прохождения 8369-метрового круга в гонке, а Сальвадори с Керролом Шелби немного раньше - на 62-м).

4

Третий автомобиль DBR1/300 дебютировал на Тарга Флорио 11 мая, но Брукс и Мосс снова сошли из-за неисправности в коробке. Зато через три недели, на 1000-км гонке по Нюрнбургрингу эта машина привезла Моссу и Джеку Бребхему победу, правда, остальные две сошли - Сальвадори с Шелби, на первой из-за поломки злосчастной коробки, а Брукс с Льюис-Эвансом, на второй - из-за аварии. Еще через три недели, В Ле Мане, удача вновь отвернулась: все три экипажа сошли - вначале на 30-м круге, Мосс и Бребхем угробили подвеску, затем, на 49-м, автомобиль Сальвадори и Стюарт-Эванса попал в аварию, и напоследок, на 173 круге, на машине Брукса и Тринтиньяна вышла из строя коробка. Однако, еще через три месяца, в сентябре, перетасовав экипажи, все три автомобиля вышли на старт гонки Турист Трофи, где Мосс с Бруксом ( шасси № 2) победили, Сальвадори с Бребхемом ( №1) пришли вторыми, а бронзу завоевали Шелби со Стюарт-Эвансом (№3).

5

Завершая сезон, на 200-мильную гонку в Риверсайде выставили только автомобиль Сальвадори, на котором он смог прийти шестым. Но, в 12-часовом марафоне в Себринге, стартовавшем в марте 59-го, Сальвадори вместе с Шелби в который раз сошли из-за ненадежной коробки передач, стоящей на первом из DBR1. Поэтому были срочно построены еще два шасси, с увеличенным до 2993 см3 двигателем: четвертое - для Шелби, и пятое - для Грехема Уайтхеда, которое он трижды выводил на старт, в Гудвуде ( третье место), Оултон-Парке ( авария) и Эйнтри ( пятое место). На тестовых заездах в Ле Мане, в конце апреля, третье шасси, доставшееся Джеку Фейрману, показало третий результат, а Шелби стал пятым. Гонку в Сильверстоуне использовали чтобы протестировать возможности трех остальных модернизированных машин. Моссу досталось сразу две: первую он использовал только в качестве квалификационной, а на второй смог завоевать второе место в гонке, а Уайтхед стал пятым.

6

К этому времени Уайтхед решил выступать отдельной командой имени себя любимого, добившись третьего места в 50-км спринте в Хельсинки и четвертого - в Гудвуде, а гонку на Нюрнбургринге ( вместе с Брайаном Нейлором) завершил сходом из-за все той-же ненадежной коробки. В отличие от него, Мосс, взявший в напарники Фейрмана, в ней победил, даже на "старом" №1. Гонка в Ле Мане собрала все пять автомобилей, но сложилась для них по-разному. Даниэль Пуже и Рене Бурель, выступили отдельной командой, используя №1, но на старт гонки так и не вышли, Сальвадори и Шелби, на №2 с увеличенным двигателем гонку выиграли, Мосс и Фейрман на "шасси №3" с аналогичным форсированным мотором успешно "убили" его на 70-м круге, Тринтиньян и Фрер на "четверке" закончили гонку на серебряной ступени пьедестала, а автомобиль Уайтхеда и Нейлора попала в аварию на 52-м круге.

7

Аналогично, на 6-часовой гонке Турист Трофи, вновь собралась вся пятерка. На этот раз победителем стал Шелби с Фейрманом на "двойке", Тринтиньян и Фрер на " четверке" стали четвертыми, Мосс и Сальвадори на " тройке" выиграли поул, но сошли из-за пожара на пит-стопе, Уайтхед с Тейлором были сняты с дистанции, а "шасси №1" использовалось всей командой в качестве тренировочного. Сказать, что после 1959 года DBR1 редко выходили на старт - неверно, в 1960-м они приняли участие еще в восьми гонках, завоевав две победы ( на Гран При Руана), два третьих, 9, 15, и 22-е места при пяти сходах, причем третье и девятое были завоеваны в Ле Мане, экипажами Джима Кларка/ Роя Сальвадори и Яна Бейли/ Джека Фейрмана. В 1961 они участвовали уже в девяти гонках ( три вторых, третье и пятое место при пяти сходах), в 1962-м - четыре старта ( 2, 4, 7 и 13 места), в 1963-м - три старта ( второе и третье место в классе), а последней стал спринт в Vaca Valley в 1965-м - 6

8

6 место американца Рона Кейла на 40-минутной 55-мильной гонке, ставшего победителем в своем классе.

9

Откуда ж ты это все берешь, а? :) По-моему, ты единственный человек в мире, который в комментариях к статье может дать вдвое больше информации, чем есть в ней самой. :) По крайней мере, я и не видел ничего из этого. Да если бы и видел - все равно админ статьи пятью абзацами ограничивает.

10

Админ ограничивает абзацы, но никак не количество информации в них. Можно писать всё, что душе угодно. А вообще, предлагаю перед написанием статьи обращаться к Ричику за помощью, чтобы статья была более содержательной, да и чтобы он не излагал статьи в комментариях.

11

После всего вышесказанного добавить уже почти нечего. В общем, автомобиль получился просто феноменальным, очень красивым (в этом плане он превосходит обычный DB1 в разы) и быстрым. Показывал хорошие результаты в гонках и смог добиться всеобщего признания. Один из лучших Астонов, на мой мой взгляд. Можно было бы даже добавить его в рейтинг. P.S. Статья отличная. Молодец, Мойша.

12

Жаль, что не нашлось "прижизненных" фотографий Aston Martin DBR1/300 №2 Сальвадори и Шелби, выигравшего Ле Ман 1959 года ( ссылка или ссылка или ссылка). Он нес на борту стартовый номер "5", "троечка" Мосса и Фейрмана выступала под номером "4", Тринтиньян с Фрером пилотировали "четверку" под номером "6", а Уайтхед и Нейлор - "пятерку" под номером "7". Пуже с Бурелем не повезло - их "единичка" не вошла в число 54 счастливчиков, допущенных к старту ( а реально стартовало только 53 экипажа из 97, заявленных на суточный марафон) и так и не получила стартового номера.

13

На последнем снимке, по-моему, изображена "троечка" Мосса и Сальвадори с Турист Трофи 1959 года, хотя под стартовым номером "1" DBR1/300 выступал еще трижды: "единичка" - в 12-часовой гонке в Себринге-59 ( Сальвадори и Шелби, не дошедшие до финиша) и в Нюрнбургринге-59 ( Мосс и Фейрманн, выигравшие гонку) и "троечка", на которой Мосс с Бребхемом выиграли Нюрнбургринг 1958 года. Но в Ле Мане самым меньшим стартовым номером для этого автомобиля был "2" ( два остальных автомобиля стартовали под номерами "3" и "4") Мосса и Бребхема в 1958 году.
    добавлены новые обзоры автомобилей :   
2020 Audi SQ8 TDI
2020 BMW M135i xDrive (F40)
2020 Audi S8 (D5)
2020 Dodge Charger SRT Hellcat Widebody (LD)
2006 Chevrolet SSR
2019 Volkswagen Touareg V8 TDI
2020 BMW M8 Competition Cabrio (F91)
2020 BMW M8 Competition Coupe (F92)
2020 Ultima RS
2020 Audi S4 Sedan TDI (B9)
2020 Porsche 718 Cayman GT4 (982C)
2020 Bentley Flying Spur
2020 Hennessey Maximus 1000 Jeep Gladiator (JT)
2019 Mercedes-AMG GLC 63 S Coupe 4Matic+
2019 Ferrari 812 Superfast Novitec N-Largo
2019 Mercedes-Maybach S650 Pullman
2020 Ferrari SF90 Stradale
2019 Mercedes-AMG GLC 63 S 4Matic+
2019 BMW X7 M50d (G07)
2014 Volkswagen XL Sport Concept
2019 Aston Martin Vantage AMR
1962 Shelby AC Cobra 260 Prototype (CSX 2000)
2019 Morgan Plus Six
2019 Audi S5 Coupe TDI
© 2009-2018 www.a777aa77.ru Рейтинг суперкаров А777